Как работать с источниками к РИ — различия между версиями

Материал из РИкбез
Перейти к: навигация, поиск
Строка 17: Строка 17:
  
 
Итак, сначала вы должны просто '''познакомиться''' с источниками (до игры вы не узнаете, какой именно кусок из выданного корпуса текстов повлияет на вашу игру, так что употребляем целиком), потом начинать с ними '''работать'''. Работаете вы исходя из эскиза роли или текста легенды. Чем больше вы будете знать про указанный период, тем лучше будете импровизировать. Берёте из имеющегося всё, что может пригодиться.<br />
 
Итак, сначала вы должны просто '''познакомиться''' с источниками (до игры вы не узнаете, какой именно кусок из выданного корпуса текстов повлияет на вашу игру, так что употребляем целиком), потом начинать с ними '''работать'''. Работаете вы исходя из эскиза роли или текста легенды. Чем больше вы будете знать про указанный период, тем лучше будете импровизировать. Берёте из имеющегося всё, что может пригодиться.<br />
*
+
 
 
* '''Подробные сведения об эпохе.''' Уровень обобщения школьной программы с её “в Эпоху Возрождения был гуманизм” для ролевых игр подходит плохо, потому что вам нужна конкретика. В этой точке можно внезапно испугаться: дали вам роль королевской фрейлины, платье уже шьётся, и всё бы хорошо, но вы внезапно понимаете, что должны выучить ВЕСЬ придворный ЭТИКЕТ, язык веера и пару обязательных танцев.<br />
 
* '''Подробные сведения об эпохе.''' Уровень обобщения школьной программы с её “в Эпоху Возрождения был гуманизм” для ролевых игр подходит плохо, потому что вам нужна конкретика. В этой точке можно внезапно испугаться: дали вам роль королевской фрейлины, платье уже шьётся, и всё бы хорошо, но вы внезапно понимаете, что должны выучить ВЕСЬ придворный ЭТИКЕТ, язык веера и пару обязательных танцев.<br />
*
 
 
* '''Бытовые детали'''. Статьи в энциклопедиях о нужном историческом периоде не дадут вам информации о том, что лежит в кармане у персонажа.<br />
 
* '''Бытовые детали'''. Статьи в энциклопедиях о нужном историческом периоде не дадут вам информации о том, что лежит в кармане у персонажа.<br />
*
 
 
* Обращаете внимание на '''поведение персонажей'''. Как они себя ведут, какие решения принимают, что их мотивирует… Насколько подробно раскрывается их внутренний мир? Много ли в головах “тараканов” или у героя “одна мысль и он её думает”? Если все герои неудачники или непорядочные люди – так или иначе это будет отражено на игре. Прекрасный принц из сказки не терзается три часа, быть ему или не быть, а идёт и рубит голову дракону.<br />
 
* Обращаете внимание на '''поведение персонажей'''. Как они себя ведут, какие решения принимают, что их мотивирует… Насколько подробно раскрывается их внутренний мир? Много ли в головах “тараканов” или у героя “одна мысль и он её думает”? Если все герои неудачники или непорядочные люди – так или иначе это будет отражено на игре. Прекрасный принц из сказки не терзается три часа, быть ему или не быть, а идёт и рубит голову дракону.<br />
*
 
 
* '''Речевое поведение''' действующих лиц. Больной вопрос всех наших игр. Формы обращения (один из самых известных мемов: уважаемая стая), общая стилистика, соответствие речи социальной роли персонажа… Именно из источников нужно брать шаблоны и тренироваться разговаривать похожим образом.<br />
 
* '''Речевое поведение''' действующих лиц. Больной вопрос всех наших игр. Формы обращения (один из самых известных мемов: уважаемая стая), общая стилистика, соответствие речи социальной роли персонажа… Именно из источников нужно брать шаблоны и тренироваться разговаривать похожим образом.<br />
*
 
 
* '''Фольклор.''' Анекдоты, байки, шутки. Наличие фольклора делает мир естественным и объёмным, создаёт поводы для общения. Для того, чтобы вам было о чём поговорить, мастера иногда пишут новости или слухи, но это не совсем то и быстро переваривается игроками. Какие истории с вашим персонажем случались в детстве? Какие сказки читала вашему персонажу няня? Сочиняют ли про нашего диктатора неприличные стихи? Какие истории вы слышали по пути сюда, каких людей встречали, кто были ваши соседи? Порывшись в источниках и применив фантазию, таланты и эрудицию, можно наделать приличное количество таких домашних заготовок; главное, не выпасть из жанровых и стилистических рамок игры. Мой любимый пример: [http://rpg.by/index.php?showtopic=10189 альбигойские частушки].<br />
 
* '''Фольклор.''' Анекдоты, байки, шутки. Наличие фольклора делает мир естественным и объёмным, создаёт поводы для общения. Для того, чтобы вам было о чём поговорить, мастера иногда пишут новости или слухи, но это не совсем то и быстро переваривается игроками. Какие истории с вашим персонажем случались в детстве? Какие сказки читала вашему персонажу няня? Сочиняют ли про нашего диктатора неприличные стихи? Какие истории вы слышали по пути сюда, каких людей встречали, кто были ваши соседи? Порывшись в источниках и применив фантазию, таланты и эрудицию, можно наделать приличное количество таких домашних заготовок; главное, не выпасть из жанровых и стилистических рамок игры. Мой любимый пример: [http://rpg.by/index.php?showtopic=10189 альбигойские частушки].<br />
*
 
 
* '''Головоломка.''' Посмотрите внимательно на сам текст анонса игры. Гуглятся ли картинка и эпиграф, куда уводят вас ссылки. Возможно, мастера уже на этом этапе хотят вам что-то сказать или направить на вылавливание из источников определённой информации, обращают внимание игрока на конкретные аспекты. Почитайте блог мастера, здесь может встретиться факультативная и наводящая информация, а также масса полезных намёков. Впрочем, не увлекайтесь. Иногда анонс – это просто анонс.<br />
 
* '''Головоломка.''' Посмотрите внимательно на сам текст анонса игры. Гуглятся ли картинка и эпиграф, куда уводят вас ссылки. Возможно, мастера уже на этом этапе хотят вам что-то сказать или направить на вылавливание из источников определённой информации, обращают внимание игрока на конкретные аспекты. Почитайте блог мастера, здесь может встретиться факультативная и наводящая информация, а также масса полезных намёков. Впрочем, не увлекайтесь. Иногда анонс – это просто анонс.<br />
*
 
 
* Отдельно нужно сказать '''о самостоятельном поиске литературы''', музыки или фильмов к игре. Так бывает, что после прочтения всего, что положено, необходимое для создания роли вдохновение вас не посетило. Если вы до сих пор и не видите, какой мир предлагают вам мастера (варианты описания проблемы: что будет на игре, как это будет выглядеть, во что играть), во-первых, стоит честно поговорить с мастерами, во-вторых, попросить у них ещё книжек, фильмов или музыки. Если у мастеров источники закончились – спросите сначала у коллег по игре, и только потом идите в гугл. Дело в том, что именно вы, игроки, дополняете созданное мастером информационное поле. Если все члены вашей команды хорошо знают, любят и ценят  один и тот же фильм, подходящий по эпохе и жанру, вам стоит его посмотреть. Так появляется “31 июня” на игре про НИИЧАВО.<br />
 
* Отдельно нужно сказать '''о самостоятельном поиске литературы''', музыки или фильмов к игре. Так бывает, что после прочтения всего, что положено, необходимое для создания роли вдохновение вас не посетило. Если вы до сих пор и не видите, какой мир предлагают вам мастера (варианты описания проблемы: что будет на игре, как это будет выглядеть, во что играть), во-первых, стоит честно поговорить с мастерами, во-вторых, попросить у них ещё книжек, фильмов или музыки. Если у мастеров источники закончились – спросите сначала у коллег по игре, и только потом идите в гугл. Дело в том, что именно вы, игроки, дополняете созданное мастером информационное поле. Если все члены вашей команды хорошо знают, любят и ценят  один и тот же фильм, подходящий по эпохе и жанру, вам стоит его посмотреть. Так появляется “31 июня” на игре про НИИЧАВО.<br />
*
 
 
* С одобрения мастеров источником к вашей игре может стать произведение, в котором вы нашли нечто ценное для себя или команды. Из “Семейки Адамс” мы в своё время брали типажи на вестерн. Несмотря на стилистическую разницу мы нашли компромисс. Тем не менее стоит помнить, что чем дальше найденный вами текст/фильм/игра от жанрово-стилистических рамок игры, тем больше сюрпризов его использование может вам преподнести. Помните термин “лишний человек”? Самый неприятный случай ролевики обычно описывают так: игровой мир начинает “отторгать” персонажа или “я играю в другую сказку”. Диагноз: вы неосознанно вышли за пределы того, во что все договорились играть. Лечение: сверяйтесь со списком мастерских источников и формирующимся информационным полем игры (новости, описание других персонажей и команд, прочие игровые материалы).
 
* С одобрения мастеров источником к вашей игре может стать произведение, в котором вы нашли нечто ценное для себя или команды. Из “Семейки Адамс” мы в своё время брали типажи на вестерн. Несмотря на стилистическую разницу мы нашли компромисс. Тем не менее стоит помнить, что чем дальше найденный вами текст/фильм/игра от жанрово-стилистических рамок игры, тем больше сюрпризов его использование может вам преподнести. Помните термин “лишний человек”? Самый неприятный случай ролевики обычно описывают так: игровой мир начинает “отторгать” персонажа или “я играю в другую сказку”. Диагноз: вы неосознанно вышли за пределы того, во что все договорились играть. Лечение: сверяйтесь со списком мастерских источников и формирующимся информационным полем игры (новости, описание других персонажей и команд, прочие игровые материалы).

Версия 11:53, 4 августа 2015

Лилия Захарьева

В тексте анонса игры с большой вероятностью можно увидеть так называемый список источников. Книги, фильмы, музыка… Мастера предлагают либо настоятельно рекомендуют всем игрокам ознакомиться с указанными произведениями. Делается это для решения одной из основных предыгровых задач: формирования общего видения игрового мира у игроков и мастеров. Иными словами, мастер таким образом пытается вложить в головы игроков свою интерпретацию темы, стилистику, тональность, особенности жанра и многое другое, что отличает его произведение от всех остальных. Так как нейрохирургия, к сожалению, – не наш метод, игроку приходится много слушать, читать, смотреть и переспрашивать. Обычно источники делят на основные и дополнительные. Знакомство с первыми представляет собой минимальный порог вхождения в игровой мир. Знание вторых необязательно, но приветствуется (игра по “Властелину колец”, кто читал всё остальное – молодец). В “Провинциальном детективе” у нас не было основных источников, при этом индивидуально выдавались увесистые списки дополнительной литературы. Важно понимать, что источник – допустим, роман – это не пошаговая инструкция для игрока. Во-первых, не все исторические реалии мы можем перенести в пространство ролевой игры. Во-вторых, сюжеты из книги не проигрываются, как в театре. Если вашего персонажа в конце книжки убивают, на игре он вполне может выжить. Иными словами, источник не равен игровому содержанию; он подталкивает и направляет, помогает понять, подсказывает, как будет выглядеть игра изнутри. В алгоритме работы мастер-игрок момент, когда вы должны начать знакомиться с источниками, не всегда один и тот же. Об этом мастера обязательно пишут в анонсе. В ряде случаев ознакомление с источниками в обязательном порядке предшествует заявке. Встречаются случаи, когда мастера выдают фильмы и книжки индивидуально вместе с эскизом роли. А бывает так, что книгу-первоисточник вам нужно осилить к старту. В исключительных случаях знакомство с этим списком на вашу игру и роль не влияют совершенно (сказочному троллю глубоко наплевать, в 12 или 16 век играют окружающие).

Помните, что мастера долго думали над списком источников. Они понимают, что много букв игрок вряд ли прочитает, что монографии по истории или мифологии не всем по зубам; что процент игроков, свободно читающих на иностранных языках, невелик. Поэтому если вы ни в зуб ногой в указанной эпохе, а в официальном списке всего пара фильмов – просите у мастера дополнительную литературу.

Если вас смущает вид источников (затасканный пример: компьютерная игра) или объёмы – обсудите этот вопрос и мастерами. Возможно, фильм можно заменить книгой, по которой он снят и наоборот. Если порог вхождения три книги, а вас отчётливо тошнит с первой страницы – снимайте предварительную заявку. Игры должны приносить радость их авторам и участникам, а не мучения и превозмогания.

Возможна ситуация, когда список необязательной литературы кажется вам слишком разношестрным и не формирует цельную картинку. Если самому не получается найти объяснение – стоит спросить у мастеров, почему так произошло, что они имели в виду. Может быть, из тех из источников, которые выбиваются из общей картины, нужно брать только отдельные конкретные элементы...

Часто, освоив список источников, вы понимаете, какой у игры жанр, представляете стилистику, можете с большей чем раньше вероятностью угадать, что будет происходить на игре и какие персонажи и сюжетные решения вам встретятся. Это не страхует вас от встречи с закрытыми игровыми пластами, для которых, как окажется после игры, были и списки отдельные, и правила. Промолчать или высказать удивление – решите сами после игры. Сейчас нам важно изучить то, что дают.

Итак, сначала вы должны просто познакомиться с источниками (до игры вы не узнаете, какой именно кусок из выданного корпуса текстов повлияет на вашу игру, так что употребляем целиком), потом начинать с ними работать. Работаете вы исходя из эскиза роли или текста легенды. Чем больше вы будете знать про указанный период, тем лучше будете импровизировать. Берёте из имеющегося всё, что может пригодиться.

  • Подробные сведения об эпохе. Уровень обобщения школьной программы с её “в Эпоху Возрождения был гуманизм” для ролевых игр подходит плохо, потому что вам нужна конкретика. В этой точке можно внезапно испугаться: дали вам роль королевской фрейлины, платье уже шьётся, и всё бы хорошо, но вы внезапно понимаете, что должны выучить ВЕСЬ придворный ЭТИКЕТ, язык веера и пару обязательных танцев.
  • Бытовые детали. Статьи в энциклопедиях о нужном историческом периоде не дадут вам информации о том, что лежит в кармане у персонажа.
  • Обращаете внимание на поведение персонажей. Как они себя ведут, какие решения принимают, что их мотивирует… Насколько подробно раскрывается их внутренний мир? Много ли в головах “тараканов” или у героя “одна мысль и он её думает”? Если все герои неудачники или непорядочные люди – так или иначе это будет отражено на игре. Прекрасный принц из сказки не терзается три часа, быть ему или не быть, а идёт и рубит голову дракону.
  • Речевое поведение действующих лиц. Больной вопрос всех наших игр. Формы обращения (один из самых известных мемов: уважаемая стая), общая стилистика, соответствие речи социальной роли персонажа… Именно из источников нужно брать шаблоны и тренироваться разговаривать похожим образом.
  • Фольклор. Анекдоты, байки, шутки. Наличие фольклора делает мир естественным и объёмным, создаёт поводы для общения. Для того, чтобы вам было о чём поговорить, мастера иногда пишут новости или слухи, но это не совсем то и быстро переваривается игроками. Какие истории с вашим персонажем случались в детстве? Какие сказки читала вашему персонажу няня? Сочиняют ли про нашего диктатора неприличные стихи? Какие истории вы слышали по пути сюда, каких людей встречали, кто были ваши соседи? Порывшись в источниках и применив фантазию, таланты и эрудицию, можно наделать приличное количество таких домашних заготовок; главное, не выпасть из жанровых и стилистических рамок игры. Мой любимый пример: альбигойские частушки.
  • Головоломка. Посмотрите внимательно на сам текст анонса игры. Гуглятся ли картинка и эпиграф, куда уводят вас ссылки. Возможно, мастера уже на этом этапе хотят вам что-то сказать или направить на вылавливание из источников определённой информации, обращают внимание игрока на конкретные аспекты. Почитайте блог мастера, здесь может встретиться факультативная и наводящая информация, а также масса полезных намёков. Впрочем, не увлекайтесь. Иногда анонс – это просто анонс.
  • Отдельно нужно сказать о самостоятельном поиске литературы, музыки или фильмов к игре. Так бывает, что после прочтения всего, что положено, необходимое для создания роли вдохновение вас не посетило. Если вы до сих пор и не видите, какой мир предлагают вам мастера (варианты описания проблемы: что будет на игре, как это будет выглядеть, во что играть), во-первых, стоит честно поговорить с мастерами, во-вторых, попросить у них ещё книжек, фильмов или музыки. Если у мастеров источники закончились – спросите сначала у коллег по игре, и только потом идите в гугл. Дело в том, что именно вы, игроки, дополняете созданное мастером информационное поле. Если все члены вашей команды хорошо знают, любят и ценят один и тот же фильм, подходящий по эпохе и жанру, вам стоит его посмотреть. Так появляется “31 июня” на игре про НИИЧАВО.
  • С одобрения мастеров источником к вашей игре может стать произведение, в котором вы нашли нечто ценное для себя или команды. Из “Семейки Адамс” мы в своё время брали типажи на вестерн. Несмотря на стилистическую разницу мы нашли компромисс. Тем не менее стоит помнить, что чем дальше найденный вами текст/фильм/игра от жанрово-стилистических рамок игры, тем больше сюрпризов его использование может вам преподнести. Помните термин “лишний человек”? Самый неприятный случай ролевики обычно описывают так: игровой мир начинает “отторгать” персонажа или “я играю в другую сказку”. Диагноз: вы неосознанно вышли за пределы того, во что все договорились играть. Лечение: сверяйтесь со списком мастерских источников и формирующимся информационным полем игры (новости, описание других персонажей и команд, прочие игровые материалы).