Ролевая игра: смета и бюджет

Материал из РИкбез
Перейти к: навигация, поиск

Ирина Савченко

Данная статья представляет собой личное мнение белорусского мастера, основанное на собственном опыте.

Введение

Недооценивать значение административно-хозяйственной части на ролевой игре – значит делать большой шаг к ее провалу. Плохая картинка, отсутствие реквизита, неудобные локации, негде поесть-попить, некуда сходить в туалет и непонятно, как добраться до полигона. Пусть даже сюжет этой игры будет совершенно гениален, истории продуманы до мелочей, а роли все как на подбор глубокие, яркие и вообще все центральные – игроки будут недовольны.

Каждая игра уникальная, для каждой нужен свой набор компонентов материального обеспечения. В предложенном материале мы будем исходить из того, что наша игра проводится в чистом поле, где нет ровным счетом ничего: ни магазинов, ни построек, ни воды, ни дров.

Примечание. В среднем по больнице, белорусские ролевики делают сметы в виде таблицы. Если мастера владеют каким-то более продвинутыми инструментами учета, нежели Excel, – то это просто прекрасно. В этом случае они и сметы составлять наверняка умеют получше автора этой статьи.

Разделы и статьи

Первое, что нужно сделать: составить список статей расходов. Под статьей расходов понимается любая потребность, которая потенциально может повлечь за собой финансовые вложения. Писать надо все, вообще все, что приходит в голову. И потом постоянно дописывать и переписывать. Смета – это живой документ. Она приходит в окончательный вид только тогда, когда игра уже закончилась. И то не всегда.

Статьи расходов нужно разложить по разделам. Приблизительно можно указать следующие большие разделы:

1. Локации
2. Питание
3. Реквизит
4. Общее хозяйственное
5. Транспорт

Каждый раздел должен быть детализирован. Я выступаю за большую детализацию, но в пределах здравого смысла. Т.е. если у вас есть подраздел «Полиграфия», то в рамках общей сметы можно выписать отдельными статьями, допустим, картонные вывески, удостоверения личности, корреспонденцию, деньги. Более пристальная детализация не нужна и даже повредит.

Разделы можно либо а) оформлять отдельными вкладками в Excel либо б) выделять в рамках первой графы таблицы.

Цель любого хорошего хозяйственника – добыть максимум качественных материалов за минимальную сумму или вообще бесплатно. Это хорошая, благородная цель, но это никак не должно влиять на содержание сметы. Если удалось договориться бесплатно добыть дрова – статья расходов «Дрова» не удаляется, а помечается нулем или каким-то комментарием. Почему так? Потому что пока дрова не у вас на полигоне – то это еще не факт, что они бесплатные.

Колонки

Базовые колонки, которые должны присутствовать в смете, это: 1. Статья
2. Количество
3. Цена
4. Стоимость
5. Ответственный мастер
6. Комментарий
7. Потрачено

Про колонку «Статья» мы уже поговорили. «Количество» и «Цена» – самые живые колонки. Колонка «Стоимость» заполняется формулой, автоматически, на основании данных из «Количества» и «Цены». Внизу колонки «Стоимость» ставится жирное «Итого», запланированные расходы суммируются. Эта общая сумма и есть ваш бюджет без надбавок. Рекомендую выделить ярко-красным и смотреть на эту сумму каждый день.
Обязательно нужно назначать ответственного за конкретную статью. Так проще собирать материалы, так проще самим ответственным формировать свои списки. Это не для того, чтобы найти виноватого, а для того, чтобы не было дурацких накладок, а бюджет расходовался эффективно.
Колонка «Комментарий» априори предназначена для того, чтобы указывать там альтернативные покупке способы добычи нужных материалов. «Взять у Васи», «есть дома на балконе», «нафиг вообще это нужно» - примерно такая информация попадает в эту графу. На ее основе корректируются колонки «Количество» и «Цена» (и «Стоимость», разумеется, тоже, автоматически) и «Потрачено» тоже.
«Потрачено» – это колонка, которая заполняется по факту использования средств. Ее нужно вписывать в смету сразу, потому что средства тратятся неравномерно и не в один день. Сопоставление «Потрачено» и запланированного бюджета должно происходить регулярно. Вовремя увиденный перерасход или экономия позволяет мастеру грамотно, заранее и без существенных потрясений для запланированных статей перераспределить бюджет.

Пример. Здесь крупные разделы выделены в отдельные вкладки, а более мелкие – выделены внутри графы. ПОТРАЧЕНО.jpg

Общий бюджет и расчет взносов

Помните выделенную жирным и красным цифру рядом со словом «Итого», под графой «Стоимость»? Так вот, казалось бы – это бюджет игры. Но на самом деле это пока что просто чистый расчет в вакууме. Смета – сколько средств вам надо, чтобы провести игру так, как вы хотите.
Бюджет игры – это то, сколько средств вы реально соберете на игру.
Связующая нить между ними: взносы.

Тут наступает самое трудное: как в плане подсчетов, так и в плане работы с людьми. Простая логика подсказывает, что нужно тупо разделить сумму «Итого» на запланированное количество участников и получится взнос.
Опыт говорит, что такой подход чреват значительными рисками. Случаев, когда МГ рассчитала взносы по такому пути, без учета рисков и потом так круто на всем сэкономила, что осталась в плюсе – ну, наверное, они есть, но мне неизвестны.
Не учитывать риски – это ошибка. Закладывать риски в расчеты – правильно и разумно. В каждом конкретном случае мастер должен сам прикинуть ответы на следующие вопросы:

  • Какой процент от запланированных игроков может не сдать взносы? (не доехать, скипнуть заранее, просто зажать). Спросить у других мастеров. Прикинуть насколько серьезные, ответственные и платежеспособные люди к вам едут.
  • Какой процент от запланированных игроков попросит не сдавать взносы взамен на какие-либо работы или услуги для МГ?
  • Каковы игротехнические потребности? Заранее обсудите, где игротехники живут, что едят, сколько их к вам приедет без взносов, на каких условиях люди готовы работать.
  • Есть ли у мастера финансовая подушка соразмерная сумме несданных взносов? (Осталась с прошлой игры, есть собственные средства, которые некуда деть, есть спонсор, которому некуда деть деньги).
  • Какие статьи сметы можно убрать (добыть бесплатно) с минимальным ущербом для качества игры? Соразмерна ли сумма экономии с суммой потенциально несданных взносов?

Когда ответы на эти вопросы будут получены – в голове у мастера в виде процента или твердой суммы должен оформиться параметр рисков. Плюсуем его к сумме «Итого» – получаем запланированный бюджет.

Примечание. Это всегда приблизительная сумма. И вообще вся смета – она приблизительная. Так не бывает, чтобы все было рассчитано до копейки и также тщательно потрачено.

Взносы я обычно фиксирую не в смете, а в списке игроков, отмечая в соответствующей графе, кто сдал, а кто нет. Внизу этой графы «Взносы» тоже есть жирное красное Итого. Рядом с ним – цифра Запланированного бюджета. Эти цифры тоже должны постоянно сравниваться.

Пример. Здесь запланированный бюджет меньше ожидаемой суммы собранных взносов. Это хорошо, хотя не стоит тут обольщаться. Завтра скипнет Петя – и ситуация изменится не в пользу МГ.

Скрин смета22.jpg

Отдельные разделы

Не хочется уходить в детали разделов, потому что:

  • каждая смета индивидуальна, в ряде смет вообще не будет каких-то разделов и статей, а в других будут те, о которых мы здесь не упомянули,
  • каждая мастерская группа по-своему формирует свои потребности. Кому-то без золотых канделябров жизнь не мила, а кому-то важно, чтобы стейки отлипали от стула.

Однако по каждому разделу я процитирую те основные мысли, которые возникают всякий раз у меня, и отдельно отмечу, что стоит по каждому разделу сметы назначить курирующего мастера.

Локации

1. Сколько нужно локаций? Нет правда, сколько нужно локаций – не хочется, а реально нужно для того, чтобы механизм игры работал?
2. Какие нужны локации? Размеры, типы, оптимальные конструкции?
3. Каков базовый и равный для всех стандарт обеспечения локации? Просто помещение, помещение + мебель, помещение + мебель + реквизит и т.д.
4. Каковы пожелания игроков? (Если они выходят за пределы базового стандарта можно предложить игрокам самим эти пожелания удовлетворить).

Дальше все по плану: где взять, сколько стоит, как доставить, как установить, как разобрать и вернуть владельцу и т.д.
Планируя расходы на локации нужно учитывать временной и трудовой фактор. Например: постройка туалета с помощью досок, спанбонда и лопаты потребует 100 рублей и 4 часов работы одного игрока. Аренда биотуалета будет стоить 250 рублей и не потребует временных и трудовых затрат. Смотрим в свою смету, в планируемый бюджет, в реально собранные и ожидаемые взносы. Выбираем.

Питание

Я горячая сторонница того, чтобы выносить расходы на еду за пределы общей сметы игры в том случае, когда еда на игре распределяется за игровые деньги и\или неравномерно.
В случае, когда на игре предполагается централизованное питание для всех игроков и по ожиданиям все будут потреблять одинаково, можно вносить раздел «Питание» в общую смету. Что именно и как покупать из еды – это тема для отдельного материала, но одно я могу сказать точно – никогда нельзя экономить на воде. Воды должно быть много, пусть лучше останется.

Реквизит

Я всегда дублирую список реквизита в отдельном документе, где отмечается для каких сюжетов нужен этот реквизит. Не путаем реквизит с антуражем. Антураж – это для красоты, реквизит – это для сюжета.
На мой взгляд, нередко стоит прибегнуть к помощи игроков в процессе создания реквизита. Это часто творческий, интересный процесс, имеющий самостоятельную ценность для игроков, (а после игры они, конечно же, оставят себе замечательный сувенир). Но как уже и говорилось, то, что пункт сметы обходится вам в ноль рублей – это не повод вычеркивать его из сметы.

Общее хозяйственное

Ну тут особых откровений быть не может. Соображения, которыми должен руководствоваться мастер при составлении статей расходов в этом разделе:

  • целесообразность для игрового процесса,
  • удобство для МГ и для игроков,
  • соблюдение чистоты и порядка в игровых локациях,
  • гигиена и здоровье МГ и игроков,
  • безопасность и др.

Транспорт

Пассажирский транспорт часто выносится за пределы общей сметы, так как довольно большой процент ролевиков имеет свои автомобили, и время заезда нередко у всех разное.
Правильно будет определившись с местом проведения игры, провести опрос – нужен ли централизованный заезд, кто поедет общественным транспортом, кто на машине? Дальше смотрим, сколько человек хочет ехать на арендованном автобусе, кто едет на машине, но имеет свободные места и т.д.
Что касается грузовых перевозок, то они однозначно вносятся в общую смету.

Примечание. Если вы решаете, кто как добирается и/или кто питается отдельно, учтите временные затраты и риски. Вероятно, придётся постучаться к каждому игроку, раза по два, в последнюю неделю.

Анализ финансовых результатов игры

Игра прошла, все выдохнули и проспались. Пора проанализировать результаты игры, в том числе и ее финансовую составляющую.
1. Посмотреть, в плюсе МГ, в нуле или в минусе. Выяснить причины такой ситуации. Если плюс или минус значительны - принять решение, как привести баланс в адекватное состояние. (В моей практике не было случая каких-то мало-мальски значительных “плюсов” или “минусов”, которые бы травмировали мою психику. Незначительные плюсы мы обычно обращали в плюшки: шампанское, фейерверк. Незначитальные минусы закрывали собственными средствами или добровольной помощью игроков).
2. Сравнить по каждой статье расходов сколько планировалось потратить и сколько потратили на деле.
3. Прикинуть, чего не хватало на игре, то есть, какие статьи расходов забыли включить в смету. Включить их сейчас.
4. Прикинуть, что на игре не использовалось, пометить излишние статьи.
5. Все коррективы зафиксировать и обязательно сохранить смету до следующего раза!

Заключение

Все сказанное выше – это не обязательные правила. Это личная практика, которая показала себя достаточно эффективной. Очень вероятно, есть более эффективные пути. А у кого-то – менее эффективные, но по каким-то причинам более приятные, привычные, кажущиеся правильными.
Я придаю смете большое значение, так как искренне считаю, что трудовые и временные затраты, которые несет мастерская группа в процессе подготовки и проведения ролевой игры – огромны. Присовокупить к этим затратам еще и финансовые расходы, которые возникли из-за неудачной сметы или нежелания учитывать риски – это либо альтруизм, либо мазохизм.