Ролевая игра и ее участники

Материал из РИкбез
Перейти к: навигация, поиск

Что есть что, кто есть кто.
Венедикт Крачковский

Определений ролевой игры существует много. Поэтому начнем не с них. Как мы вообще обычно рассказываем, что такое ролевая игра тем, кто еще не знает о нашем увлечении? Например так: У тебя есть любимая книжка? Или фильм? Может это «Три мушкетера», может «Властелин колец» или «Звёздные войны», а может это «Семнадцать мгновений весны?» Если есть, то почти наверняка ты хотя бы раз пытался представить себя на месте своих любимых героев. Ощутить то, что чувствовал он, привезти подвески, победить мельницы, бросить кольцо в Ородруин, обвести вокруг пальца верхушку Рейха, загадать свое желание Золотому шару посреди Зоны. Именно это и позволяют сделать ролевые игры. Конечно, не по-настоящему. Всегда есть условности. Наши шпаги не заточены, наши орки под гримом такие же люди, как мы, а Золотой шар не исполняет желаний. Но мы собираемся вместе, мы распределяем между собой роли своих любимых и не любимых героев, и происходит действие, которое мы называем ролевой игрой. Мы всегда (ну, почти всегда, но об этом пока рано) знаем стартовую точку. Ну, например, «события первых четырех глав книги произошли». Мы почти никогда не знаем точку, в которую придем в финале. Потому что с момента старта игры каждый из нас играет, создает сюжет свободно, ограниченный правилами, общими вводными и индивидуальными ролями (благородному Атосу негоже быть изворотливым плутом, Боромир склонен поддаваться искушению Кольца, Фандорин зззаикается, Одиссей хитроумен). Наша игра – это наше взаимодействие между собой. Мы играем роли, перевоплощаемся в своих персонажей, и создаем своими действиями собственные сюжеты.

Чем ценна такая деятельность? У нас не бывает декораций такого качества, как в голливудских блокбастерах, но с нами сила воображения и – главное – интерактивность. Ощущение того, что мы “внутри” книги или фильма. Да, кстати, книги или фильма в основе игры может не быть вовсе, история может быть выдуманной от начала до конца. А могут быть заданы только время и место, например, Лондон, 1888 год. Если рамки заданы так, то можно ожидать появления марсианских треножников или молодого, но уже гениального сыщика с Бейкер стрит, но, скорее всего, наше внимание будет приковано к району Уайтчепел где происходит серия загадочных преступлений…

Вернемся к интерактивности. Ни одна книга и ни один фильм не дают таких специфических ощущений. Они дают свои, часто более яркие. Но мы ценим наши ощущения, наше общее творчество в рамках игры, когда каждый из нас своими действиями помогает создавать игру себе и другому.

Это еще одно свойство ролевой игры: в ней нельзя выиграть (соревновательность в играх бывает, но она вторична, и о ней опять же не сейчас). В ролевой игре мы играем не ради результата, а ради самого процесса.

Еще одна ценность наших игр – огромное число возможных решений. Если персонаж компьютерной игры может делать только то, что предусмотрено разработчиками, то в наших играх степень свободы персонажа гораздо сильнее. Персонаж может делать все, что пожелает, и что можно сделать в конкретный момент с точки зрения логики. И с каждым новым действием появляются дальнейшие «развилки сюжета» и так до самого финала.

Ну и поскольку сюжет создаем мы сами, то и выйти все может совсем не так, как в книге. В игре возможно примирение Гамлета и Лаэрта, спасение от гибели Ромео и Джульетты, победа Белых в гражданской войне, избрание королем Польши Витовта, а не Ягайлы.

«Ролевая игра, — это возможность самому пережить эпизод из жизни любимого литературного персонажа, отбросить сомнения и совершить выбор в сложной ситуации, окунуться в другую эпоху, поговорить о философских, социальных или общественных проблемах в формате открытого непредписанного диалога». Наши действия во время игры «оживляют» игровую реальность, наполняют игровой мир и позволяют нам получить эмоции и физические ощущения наших персонажей, создать сюжет, достойный пера писателя, одновременно почувствовать себя сценаристом, актером и зрителем. Нет сомнений, что это разновидность творчества.
Теперь пару слов об участниках ролевой игры.

В первую очередь это игроки. Те люди, которые собственно и играют в игру, своими действиями наполняя игру содержанием. У каждого игрока есть роль. Роль представляет собой описание вымышленного персонажа. Это может быть его имя, анкетные данные (где и когда родился, кто были его родители), социальный статус (король Франции, нищий моряк, рядовой легионер, орочий шаман и т.д.), биографию, черты характера, чаяния и мечты и т.д. Играя свою роль (играя в игру), игрок примеряет эту роль на себя. Во время игры все действия игрока будут считаться действиями персонажа. Персонажи будут совершать подвиги, страдать, превозмогать, любить, предавать, погибать, воскресать. Игрок – будет играть. Игроков на игре может быть от одного до бесконечности.

Вторым участником игры является мастер. Традиционно так называют разработчика игры. Обычно мастер придумывает игру, организует ее проведение, разрабатывает правила и, наконец, проводит. Иногда вместо «проводит» говорят «ставит» игру. Иногда придумывает и разрабатывает игру один мастер, а проводит другой. Чаще всего над игрой работает сразу несколько мастеров, которые распределяют между собой задачи.

Мастера готовят общие вводные (материалы, которые описывают нам игровую реальность, игровой мир), утверждают роли на игру и участвуют в их разработке, следят за соблюдением игроками правил игры. Мастера могут участвовать в формировании сюжета наравне с игроками, а могут устраниться. Иногда мастера сами играют те или иные роли на игре, обычно такие, которые позволяют следить за развитием сюжета (врач, почтальон, а иногда даже и король). Такую ситуацию называют играющий мастер. Раз были упомянуты правила, то скажем пару слов и о них. Естественно, раз есть игра, то есть и правила. Главное правило одно: у каждого есть роль, и ее надо играть. В остальном содержание правил может сильно меняться от игры к игре. Обычно в правилах перечислены все игровые условности (например, “игровая смерть наступает от двух ударов имитацией холодного оружия в корпус”. Или «возле каждого замка написаны три цифры, открыть их можно ключом или отмычкой с теми же цифрами» и т.д.). Иногда мастер в ходе игры принимает решение, которое противоречит правилам или предписывает игроку поступить тем или иным образом. Это бывает редко, не приветствуется и называется мастерским произволом. Произвол может быть оправдан только в конкретной ситуации, например, спасением игры, зашедшей в тупик.

Вернемся к участникам. Прямое мастерское вмешательство в игру – это грубо. Чаще всего мастер действует, вводя в нее мастерских персонажей. На первый взгляд их не отличишь от всех прочих персонажей, но вскоре многие из них становятся очевидны. Людей, которые играют таких персонажей, в Беларуси называют игротехниками. Если игротехник часто меняет роли в ходе игры, выходя в нее то одним, то другим мастерским персонажем, то такой игротехник называется оперативным игротехником. Если он постоянно находится в одной роли – стационарным. Еще есть скрытые игротехники, которых не отличишь от игроков и на второй взгляд.

Всех игротехников отличает от игрока одно: они не обладают той же свободой в игре, которой обладают игроки. На игре игротехники выполняют мастерские предписания: двигают сюжет, акцентируют внимание на конфликтах или, напротив, гасят их, в конце концов просто создают своим наличием характерную атмосферу хронотопа игры, не влияя на ее фабулу. На игре может вообще не быть игротехников, их может быть очень мало или очень много, и даже гораздо больше, чем игроков.

Наконец, кроме игроков, мастеров и и игротехников, в игре могут участвовать прочие помощники мастеров, которые не выходят собственно в игру: водители, врачи, консультанты и т.д., их называют просто техниками или техническим обеспечением.

Теперь, когда мы определились с базовыми понятиями: что такое игра и кто в ней участвует, можно переходить к деталям, в чем вам помогут остальные статьи нашего проекта.